Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятие и виды социологических исследований

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных целью получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития

Социологическое исследование включает следующие этапы:

  1. разработка программы и инструментария;
  2. сбор информации;
  3. подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;
  4. анализ полученной информации,
  5. подведение итогов исследования,
  6. формулировка выводов и рекомендаций 

Социологические исследования многообразны. Их можно классифицировать по разным критериям

По целям проведения исследования различаются:

  1. разведывательные (пилотажные, зондажные);
  2. описательные;
  3. аналитические

1) Разведывательные исследования проводятся для предварительного обследования нового общественного процесса или явления, когда проблема или мало, или вообще не изучена; либо для получения дополнительной информации о предмете и объекте; охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии; дает возможность получить первичную социологическую информацию, т.е. необобщенные сведения, подлежащие дальнейшей обработке и обобщению.

2) Описательное исследование — более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах; проводится по подробно разработанной программе и на базе методически апробированного инструментария; делает возможными группировку и классификацию элементов по тем характеристикам, которые выделены в качестве существенных в связи с изучаемой проблемой; в его ходе устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления; обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающаяся разнообразными характеристиками (персонал крупного предприятия, население города, района, области, региона).

3) Аналитическое социологическое исследование ставит целью углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры; имеет особенно большую научную и практическую ценность; выясняется, носит ли связь между характеристиками изучаемого явления причинный характер; в каждом аналитическом исследовании изучается совокупность факторов (переменных); из нее выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые.

Переменной называется понятие, которое может принимать различные значения. Социологи стремятся выявить и измерить черты, характерные для одного специфического явления, а затем объяснить их воздействием другого явления. Первое явление называют зависимой переменной. Второе, объясняющее или служащее причиной первого, называют независимой переменной.

По месту проведения социологические исследования бывают

  1. полевые и
  2. лабораторные

Полевыми называют исследования, проводимые в естественной среде обитания объектов

Лабораторными называют исследования в искусственно созданных социологами условиях

По месту социолога при проведении социологических исследований они бывают

  1. включенными и
  2. невключенными

Включенными называют такие исследования, при проведении которых социолог находится внутри объекта

Невключенными называют исследования, при которых социолог находится вне объекта изучения

В социологии используются также специальные виды социологических исследований:

1) монографическое исследование нацелено на всестороннее, «глобальное» изучение избранного социального процесса или явления на одном из объектов, взятом в качестве представителя целого класса аналогичных объектов;

2) когортные исследования изучают специфические совокупности людей в течение определенного времени, например года, переживших одновременно одно и то же событие (вступивших в брак, призванных в армию, поступивших в вуз и т.д.);

3) международные, кросскультурные исследования, которые основаны на сравнении и сопоставлении явлений и процессов в различных странах   

Институт социально-политических исследований РАН за 2007 г. провел 11 аналитических социологических исследований

  1. Основания консолидации российского общества (социологические аспекты)
  2. «Как живешь, Россия?»
  3. Власть и бизнес в стратегии развития изменяющейся России
  4. Актуальные проблемы развития российского малого бизнеса
  5. Механизмы воспроизводства экстремистских проявлений в молодежных организациях различной направленности
  6. Московское студенчество: этико-правовые и социокультурные ориентации
  7. Социально-экономическое положение в мегаполисе в оценках москвичей. Социально-политическая ситуация в Москве и в целом по России в оценках москвичей
  8. Эмиграция женщин из России: социально-демографические последствия
  9. «О ходе реализации национальных проектов (АПК, здоровье, образование, демография) в Республике Северная Осетия-Алания»
  10. Место и роль русского и «русскоязычного» населения в полиэтничном макрорегионе и сопредельных государствах
  11. Чечня в социокультурном пространстве Российской Федерации: этносоциологический анализ

Институт социологии РАН в 2009 г. провел 9 аналитических социологических исследований:

  1. Российская молодежь и образование в инновационном обществе: ценности, ориентации, реальные траектории и человеческий капитал.
  2. Активность структур гражданского общества: ориентация на взаимодействие субъектов социального действия
  3. Деэскалация конфликтов как путь стабилизации
  4. Динамика мировоззренческих установок россиян и перспективы формирования «общества равных возможностей»
  5. Доверие и его роль в консолидации российского общества
  6. Основные направления развития интеграционных процессов в социально-структурных отношениях современного российского общества
  7. Рабочая молодежь в современном российском обществе: ориентации, образование, реальные траектории и человеческий капитал
  8. Российская идентичность и межэтническая толерантность
  9. Средний класс как гарант стабильности и основа для консолидации российского общества      
 

Счетчик