Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятие социальный институт

Институт – от лат. institutum – установление, учреждение.

Термин заимствован социологами из юриспруденции, где под институтом понимается определенный комплекс норм, регулирующих социально-правовые отношения в некоторой предметной сфере. Каждый из классиков социологии имел собственную точку зрения на социальные институты.

О. Конт: общество состоит из ряда социальных институтов – семьи, государства, религии. Задача социологии – выявить функции социальных институтов.

Г. Спенсер: всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий. Г. Спенсер различал:  институты родства (брак, семья); экономические (распределительные) институты; регулирующие институты (религия, политика). Г. Спенсер: определяющие факторы в развитии социальных институтов – борьба за существование с соседними обществами и борьба с окружающей природной средой.

Э. Дюркгейм: необходим анализ структурного прошлого социальных институтов при определении области возможных структурных вариантов в будущем. Социальные институты – важнейшее средство самореализации человека. Профессиональные корпорации – особые институты поддержания органической солидарности в условиях разделения труда.

Л. Уорд: социальные институты – продукт психических сил.

М. Вебер: Социальные институты должны изучаться в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой индивиды реально ориентируются на них в своих действиях. Естественной природе человека не свойственна рациональная, сугубо целенаправленная деятельность на увеличение капитала при существенном ограничении собственных потребностей. Но на подобную деятельность возникает запрос в обществе. И чем активнее этот запрос реализуется в деятельности религиозных, этических и политических институтов, тем естественнее человек постигает свое новое предназначение в служении делу процветания капиталистического общества. М.Вебер проанализировал институты экономики, политики (бюрократии), религии.

Т. Парсонс: социальные институты – особым образом организованные «узлы» социальных отношений. Социальные институты – особые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие поведение индивидов и образующие статусно-ролевую структуру. Социальные институты призваны обеспечивать социальный порядок в обществе, стабильность и интеграцию общества.

С. Липсет: социальные институты предполагают сознательно регулируемую и организованную форму деятельности массы людей, воспроизведение повторяющихся и наиболее устойчивых образцов поведения, привычек, традиций, передаваемых из поколения в поколение. Каждый социальный институт выполняет ряд общественно значимых функций.

Т. Веблен: социальные институты – различные обычаи, преобладающие стереотипы мышления, способы и методы деятельности, укоренившиеся в сознании людей. Эволюция социальных институтов и природы человека происходит как естественный отбор наиболее приспособленного образа мыслей и типа поведения.

У. Гамильтон: Социальные институты – словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев, постоянный способ мышления или действия, который стал обычаем для народа. Мир обычаев и привычек, к которому мы приспосабливаем свою жизнь, представляет собой сплетение и непрерывную ткань социальных институтов.

Дж. Хоманс: Социальные институты – это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей.

Если обобщить все эти точки зрения, то можно предложить такое определение. Социальный институт – целесообразная устойчивая форма организации социальной деятельности и социальных отношений, совокупность нормативно-ценностно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, устойчивое социальное образование, обеспечивающее гарантированную реализацию данных потребностей.

Социальный институт имеет как внешнюю, так и внутреннюю стороны.

Внешняя сторона социального института – социальные группы, социальные организации.

Внутренняя сторона социального института – ценности, нормы, стандарты поведения.

Социальные институты выполняют роль инстинктов в человеческом обществе.

Они помогают бороться за существование и успешно выживать не только отдельному человеку, но и всему обществу.

Институционализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института проходит несколько последовательных этапов:

1)Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2) Формирование общих целей.

3) Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4) Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5) Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.

6) Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7) Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социального процесса.

Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может.

Социологи по-разному понимают внутреннюю структуру социальных институтов.

Одни считают, что главными в социальном институте выступают «статусы» и «роли».

Другие уверены, что в первую очередь речь идет о системе норм и предписаний.

Третьи выделяют значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом социального контроля и т.д.

Все эти точки зрения по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же.

Можно выделить следующие элементы социального института:

—цели и задачи, которые относятся к явным функциям института

—образцы или правила поведения

—символические черты

—утилитарные черты

—устные и письменные традиции.

Все социальные институты подразделяются на главные (базовые, основные) и неглавные (неосновные).

Они различаются также по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты).

Социальные институты различаются также по жесткости санкций за нарушение правил, по наличию или отсутствию бюрократической системы управления и др.

Большинство социологов полагают, что базовых (фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего пять, они призваны удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

  1. Семья.
  2. Религия.
  3. Экономика.
  4. Политика.
  5. Образование.

В главные (основные) институты входят неглавные (неосновные) институты, которые называют также «социальными практиками» или обычаями.

 

Счетчик