Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Понятие и компоненты культуры

Слово «культура» (cultura) пришло из Древнего Рима, где оно означало возделывание земли.

Американские социологи А. Кребер и К. Клакхон проанализировали более 150 определений культуры и разделили их на шесть основных типов.

I. Описательные определения.

II. Исторические определения.

III. Нормативные определения.

IY. Психологические определения.

Y. Структурные определения.

YI. Генетические определения.

I. Описательные определения.

Упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры.

Э. Тайлор: «культура… в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

II. Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиции.

Э. Сепир: культура — это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни».

III. Нормативные определения двух видов

1. К. Уислер: «образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой».

2. У.Томас: «культура — это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции)».

IY. Психологические определения четырех типов.

 IY-I. Упор делается на процесс адаптации к среде.

У. Самнер и А. Келлер: «Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация... Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству».

IY-II. Упор делается на процесс научения.

Р. Бенедикт:«Культура — это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или "социальных муравьев", а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей».

IY-III. Упор делается на формирование привычек.

К. Янг: «Культура — это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов»

IY-IY. «Чисто психологические определения».

Г. Рохайм: «Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций, всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации».

Y. Структурные определения – внимание акцентируется на структурной организации культуры.

Р. Линтон: «Культура — это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества».

YI. Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения, подразделяются на четыре группы:

YI-I. Культура рассматривается как продукт или артефакт.

П. Сорокин: «культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга».

YI-II. Упор делается на идеи.

Г. Беккер: «Культура — это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления».

YI-III. Подчеркивается роль символов.

Л. Уайт: «Культура состоит из материальных объектов — орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования».

YI-IY. Культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура.

В. Оствальд: «То, что отличает человека от животных, мы называем культурой».

Все проявления человеческой культуры можно разделить на материальные и нематериальные (духовные)

Материальная культура – совокупность созданных искусственно материальных объектов: здания, сооружения, автомобили, книги и т. д.

Нематериальная, духовная культура включает: знания, умения, идеи, обычаи, мораль, законы, мифы, образцы поведения и т. д.

Определяющую роль в жизни общества играет нематериальная (духовная) культура.

Объекты материальной культуры могут быть уничтожены, но их можно восстановить, если не утеряны знания, умения, мастерство.

Утрата объектов нематериальной культуры невосполнима.

В социологии, как правило, рассматривается именно нематериальная, духовная культура.

Культура структурно разделяется на культурные элементы, культурные комплексы и культурные институты.

Элемент культуры – самая маленькая, далее неделимая единица культуры.

В любой культуре насчитывается множество культурных элементов.

Они очень разнообразны и неповторимы.

Культурный комплекс – совокупность культурных элементов, возникших на базе какого-то исходного элемента и функционально с ним связанных, называется.

Объединение нескольких культурных комплексов создает культурный институт.

Например, культурный институт брака включает в себя культурные комплексы знакомства и ухаживания, венчания, свадьбы и т. д.

Всякую культуру следует изучать исходя из ее собственных смысловых значений и ценностей.

Базисные элементы духовной культуры:

  1. язык (знаки и символы),
  2. ценности,
  3. культурные нормы

Язык — совокупность знаков и символов, являющаяся основными способами формирования и представления значений культуры

Различаются естественные и искусственные языки.

Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения многих потребностей.

Язык – полифункциональная система.

Основные его функции — коммуникативная, создание, хранение и передача информации.

Коммуникативная функция: выступая средством человеческого общения, язык обеспечивает социальное поведение человека.

Развитие языка идет к более совершенным формам:

происходит замена грубых, трудно различимых звуковых комплексов более дробными единицами с четкими дискретными смыслоразличительными признаками; благодаря обеспечению лучшего распознавания речевых сообщений резко снижаются энергетические затраты участников процесса речевой коммуникации; исчезает и повышенная эмоциональная экспрессивность, заменяясь относительно нейтральной формой выражения

В. Гумбольдт: каждый язык есть своеобразное мировоззрение; естественный язык всегда накладывает свою печать на мышление и формы культуры; язык неосознанно для его носителей формирует их представления об объективном мире вплоть до основных категорий времени и пространства.

В любом обществе движущей силой языка является речь.

Изобретение письменности означало громадный шаг в развитии человеческой истории.

Вначале письмо было средством хранения информации и служило административным целям древних государств и цивилизаций.

Общество, владеющее письменностью, способно «локализовать себя» во времени и пространстве.

В документах хранится информация о прошлом, с их помощью можно получать сведения о событиях сегодняшнего дня.

Идеи и опыт можно передавать из поколения в поколение и без помощи письма, но только при условии, что они регулярно повторяются и передаются с помощью устного слова.

Символы, выражаемые речью и письмом, являются основными способами формирования и представления значений культуры.

В основе культуры лежат ценности.

Ценностью называется любой объект, способный удовлетворить общественную или индивидуальную потребность.

Ценности являются основаниями социальных оценок, т.е. разделяемых большинством людей представлений о том, что есть добро, красота, справедливость, счастье и т. д.

Ценности указывают на то, что есть самое важное в культуре, что должно уважаться и сохраняться. 

Разные культуры различаются в первую очередь разным набором ценностей.

В этом наборе выделяются базовые ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей.

Функция базовых ценностей — защита и сохранение целостности социальной группы — носителя данной культуры (патриотизм, вера в Бога и т. д.).

Отдельные личности, социальные группы отличаются друг от друга в культурным отношении различными иерархиями ценностей.

Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже небазовых ценностей и моделей поведения.

Есть ценности, общие для всех культур и народов, так называемые общечеловеческие (уважение к старшим, забота о детях и т. п.).

Именно на основе таких ценностей возможно взаимодействие и взаимообогащение культур, культурная ассимиляция.

Взаимодействию культур мешает этноцентризм: эталоном культуры для какой-либо социальной группы является собственная культура самой данной группы.

С одной стороны, этноцентризм играет положительную роль:

способствует сплочению группы,

усилению ее жизнеспособности,

сохранению культурного своеобразия, воспитанию положительных качеств (любовь к Родине, национальная гордость).

С другой стороны, этноцентризм может перерасти в национализм и ксенофобию — страх и ненависть к другой расе, народу, культуре.

Ценности различаются:

по субстрату — на

материальные (например, ювелирные украшения) и

идеальные (честь);

по субъекту — на

ценности общества (законопослушность),

ценности нации (патриотизм),

ценности партии (идейность),

ценности индивида (деньги);

по характеру потребности — на

моральные (честность),

экономические (дисциплинированность), политические (карьеризм).

Исследованием ценностей в обществе занимается специальная отрасль социальной философии – аксиология.

Способом закрепления и сохранения культурных ценностей выступают нормы культуры.

Культурная норма — это правило, образец, стандарт должного поведения в соответствии с общепринятыми ценностями.

Норма служит главным способом регуляции поведения людей.

Основу составляют индивидуальные нормы — привычки.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.

Привычки — это установившиеся схемы (стереотип) поведения в определенных ситуациях.

Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения.

Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Они основаны на привычках.

Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов от простых людей.

Привычки приобретаются стихийно, хорошие манеры надо воспитывать.

По отдельности манеры составляют культурные элементы, а вместе — особый культурный комплекс – этикет.

Этикет — принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Особый этикет существовал и существует при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Получил распространение деловой этикет – культурный комплекс общения предпринимателей.

Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.

Совокупность групповых норм образует нормативную систему.

Основные типы нормативных систем: обычай, мораль, религия, право.

Обычай – стихийно сложившийся, привычный, стереотипный способ поведения людей.

Регламентирует поведение членов группы, укрепляет групповую сплоченность, приобщает индивида к социальному и культурному опыту группы.

Примерами обычаев являются праздники, свадьбы, хождение в гости и т.д.

Соблюдение норм обычая обеспечивается силой общественного мнения группы.

Реализация обычных норм часто выражается в обрядах, или ритуалах — строго определенной последовательности символических действий, воплощающих те или иные социальные идеи.

Обряды (ритуалы, церемонии) сопровождают самые важные моменты в жизни человека — рождение (крещение), взросление (инициация), создание семьи (венчание), смерть (отпевание, погребение).

Социальный смысл обряда – лучшее усвоение индивидом групповых ценностей и норм.

Сила обряда заключается в эмоционально-психологическом воздействии на личность эстетической стороны обряда — музыки, песен, танцев и т. п.

Обрядовые (ритуальные, церемониальные) действия распространены во всех сферах социальной действительности:

воинская присяга,

посвящение в студенты,

открытие памятника,

инаугурация президента и т. д.

Свои ритуалы существуют даже в тюрьме.

Разновидностью обычая являются нравы.

Нравы — особо значимые для группы и высокочтимые обычаи, имеющие моральное значение.

Слово «нравы» (mores) — древнеримского происхождения, оно означало «священный обычай».

От него происходит понятие морали.

Мораль (нравственность) — совокупности культурных норм, в основе которых лежат присущие данной культуре идеалы добра, справедливости, честности и т. д.

Например, обычай праздновать именины не относится к нравам, а обычай гостеприимства — относится.

Особой формой нравов является табу.

Табу — абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет, слово.

Табуирование (процесс наложение табу) было широко распространено в архаичных обществах, оно оберегало группу от разных опасностей.

В современных культурах табуированию подвергаются отдельные стороны кровнородственных отношений — запрет на инцест (кровосмешение);

процесс питания —

запрет на каннибализм,

запрет на употребление свинины у евреев и мусульман,

запрет на употребление говядины у индуистов и др.

Обычай, сохраняющийся и передающийся из поколения в поколение, называется традицией (от лат. tradicio — передача, предание).

Традиция — это способ воспроизводства, процесс передачи (трансляции) от одного поколения к другому основного содержания культуры — ценностей и норм.

Традиции сохраняют все самое ценное в культуре.

Механизмы такой передачи:

фольклор,

имитация, повторение образца поведения.

Адекватность достигается путем многократного повтора действий, и в этом велика роль ритуалов и церемоний.

В доиндустриальных обществах большая часть, а в дописьменных все содержание культуры передавалось через традиции.

С изобретением книгопечатания, созданием библиотек, университетов, изобретением радио, телевидения, т.е. с созданием принципиально новых носителей информации (результат технического прогресса) культурное значение традиций в жизни общества стало уменьшаться.

Особое значение имеет правовой обычай — исторически сложившееся традиционное правило поведения, общеобязательность которого санкционируется государством.

Правовой обычай является одним из источников права, а в период формирования права он был основным источником.

Нормы обычая (обычные нормы) были источником и других нормативных систем — морали, религии.

В догосударственных обществах обычай выступал в качестве основной формы регулирования поведения людей.

В дальнейшем, по мере развития общества, основную роль стали играть институционализированные системы, например, право.

Традиции в обществе играют роль, подобную наследственности в живом организме.

И как нарушения в аппарате наследственности могут привести к гибели организма, так и культурные разрушения и утраты могут привести к деградации общества.

Традиции обеспечивают преемственность, аккумулируют культурный опыт всех предшествующих поколений, передают его потомкам, что позволяет им строить свою жизнь не с нуля, а с того места, где остановились предки.

Прерывание культурной традиции (в результате природных катастроф, войн) ведет общество к упадку.

Утрата традиций означает потерю социально-исторической памяти (общественная амнезия), в результате чего народ перестает ощущать себя субъектом истории, подобно тому как человек, потерявший память, перестает ощущать себя личностью.

Иногда культурная традиция прерывается не только насильственно, но и искусственно. Некоторые силы в самонадеянном нетерпении пытаются «загнать клячу истории», совершив «большой скачок».

Формы и виды культуры.

Понятие «культура общества» — определенная абстракция.

В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов.

Культурные универсалии— это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства общества.

В реальности общество состоит из различных групп, чьи культурные запросы и проявления различны.

В зависимости от того,

кто производит культурные образцы,

каков уровень элементов культуры и

какая группа является ее носителем, различают

три формы культуры —

1. элитарную,

2.                  народную и

3.                  массовую,

и два вида —

1.                  субкультуру и

2.                  контркультуру.

1. Элитарная культура

создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами.

Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу.

Элитарная (высокая) культура трудна для понимания неподготовленного человека.

Она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества.

Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки

Народную культуру называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной.

Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.

По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия).

Фольклор — еще одно название народного творчества.

Фольклор локализован, т. е. тесно связан с традициями данной местности, и демократичен, поскольку в его создании участвуют все желающие.

Анекдоты, тосты — виды современного фольклора.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации.

Она не выражает изысканных вкусов аристократии и духовных запросов народа.

Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) сделали доступными массовые образцы для всех социальных слоев общества.

Массовая культура может быть интернациональной и национальной.

Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры.

Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная.

Но она авторская и у нее самая широкая аудитория.

Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие.

Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.

С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

Поп-культура — сленговое название массовой культуры, а китч — ее разновидность.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Общество расслаивается на множество социальных групп — национальных, демографических, социальных, профессиональных.

Постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения.

Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

При всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными.

Почти в любом устойчивом обществе формируются

молодежная субкультура,

субкультура пожилых людей,

субкультура национальных меньшинств,

профессиональная субкультура.

Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д.

Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.

Различие среди социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типу языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития.

Контркультура — субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями .

В каждом современном обществе существует делинквентная контркультура — субкультура преступных сообществ (криминалитета).

У преступников складывается своя особая асоциальная субкультура, т.е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой само преступление является морально оправданным.

Идеальной моделью представителя делинквентной контркультуры является такое противоречивое понятие, как «честный вор».

Делинквентная контркультура чаще развивается в низших слоях общества.

Ее ценности и установки возникают в результате иммиграции из других стран, внутренней миграции из сельской местности в город, перемещения из одной социальной группы в другую, когда мигрант не может (или не хочет) быстро освоить ценности новой среды.

 

Счетчик