Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Общество в социологии

Отправной и центральной категорией социологии яв­ляется общество. В социальных науках есть огром­ное число определений этого понятия. Оно может обо­значать: общность людей вообще; форму организации деятельности людей, основанную на принципах рациональности; исторически вложившуюся совокупность отношений между людьми, формирующуюся в процессе их сов­местной деятельности.

Первые попытки осмысления сущности общества ухо­дят своими корнями в античность, в труды Платона и Аристотеля. Особенность античного понимания общества — отождествление его с государством.

Первые попытки системного осмысления общества были сделаны немецкими учеными Гердером и Гегелем. Они являются основоположниками двух подходов к рассмотрению общества:

· основой концепции Гердера является идея развития: мир развивается от растительного и животного к че­ловеку и далее к обществу. Человечество и его куль­тура — результат эволюции. Большое внимание Гердер уделяет вопросу этноисторических различий человечества;

·         Гегель понимает общество как продукт эволюции аб­солютной идеи, которая поэтапно проходит следу­ющие стадии: семья, гражданское общество, государ­ство. В социологии марксизма представлено системно-те­оретическое понимание общества, при исследовании которого следует учитывать прежде всего реальные — природно-социальные, материально-предметные — условия организации людей.

Классическая социология (К. Маркс, М. Вебер, Э.Дюркгейм) признает

 фундаментальную значимость хо­зяйственной сферы (Вебер), сферы материального производства (Маркс), разделения труда (Дюркгейм) в жиз­недеятельности общества и функционировании его различ­ных подсистем. Именно труд, его функциональное разделе­ние выступают здесь в качестве фундаментального принципа, формирующего общество и детерминирующего его функци­ональные особенности.

Основой теоретического исследования общества в классической социологии является так называемая мо­дель «трудового общества». Ее основные положе­ния таковы:

основной принцип функционирования общества — труд; главный субъект такого общества — индивид, дея­тельность которого должна рассматриваться сквозь призму концепции рациональности (Вебер).

Эти исходные презумпции ориентируют классическое социологическое понимание общества и индивида в терминах «польза», «интерес», «цель» и др., но в совре­менной социологии такие идеи подверглись пересмотру.

В XX в. западная социология, опираясь на некоторые методы анализа общества Маркса, резко критикова­ла его теорию в целом. Отправной точкой теоретиче­ских построе-ний стала не глобальная абстрактная модель об­щества, а исследование реальных структур, с которыми имеет дело практика. Новое понимание сущности общества и его анализа было разработано в теории социального действия. Последняя видит в общих механизмах функциониро­вания общества деятельность конкретных индивидов (Т. Пар­сонс, Р. Парк).

Т. Парсонс для анализа общества и его структур раз­работал структурно-функциональный метод, кото­рый исходил из признания того, что общество осно­вывается на четырех функциональных особенностях: адаптация к среде (обеспечение обществом матери­альных потребностей людей); достижение цели (формулировка коллективных целей и средств и мобилизация индивидов на их выполне­ние); общие нормы и управление социальной напряженно­стью (регуляция социальных конфликтов); интеграция (координация слаженного функциониро­вания элементов социальной системы).

Таким образом, современная социология отстаивает необходимость анализа общества как целостного об­разования, исходит из того, что общество — это слож­ная, целостная и динамичная система, а не аморфное об­разование, развивающееся от состояния гомогенности к гетерогенности.

 

Счетчик