Целью деятельности человека является удовлетворение потребностей. Потребности лежат в основе поступков, что делает важным их исследование в социальной сфере. Потребности человека могут быть разнообразны по своей природе и касаться любой сферы деятельности. Существует множество классификаций человеческих потребностей. Например, Достоевский классифицировал их так: жизненно необходимые блага; потребности получения знаний; потребность во всемирном объединении людей.
Другая классификация была предложенная Гегелем: физические потребности; потребности в существовании прав человека и справедливых законов; религиозные потребности; потребности приобретения знаний.
Кроме этих классификаций существует множество других. Общепризнана классификация, предложенная Абрахамом Маслоу. Она предполагает разделение потребностей на группы и их расположение в иерархическом порядке. По мере удовлетворения потребностей более низкого уровня человек начинает удовлетворять более высокие. Классификация этих потребностей такова: физиологические потребности; потребность в безопасности; потребности в социальных связях и отношениях; потребность в уважении другими членами общества; потребность в самовыражении.
Первые две группы потребностей — биологические, а остальные три — социальные.
Потребности в социальных связях представляют собой широкий спектр потребностей человека. Индивид нуждается в общении с другими людьми, стремится занять определенное социальное положение и т.д. Большую роль в удовлетворении этих потребностей играет социальная среда, включающая семью, друзей, коллег. Благодаря взаимодействию и общению с ними индивид чувствует себя частью большого коллектива, частью общества. Немаловажный фактор — желание занять свою нишу в иерархической структуре. Многочисленные исследования ученых показывают, что именно эта потребность более характерна для людей среднего класса, чем для низшего и высшего.
Потребность в уважении выражается в желании человека занять более престижную должность или получить работу в известной компании. Эта потребность не всегда рациональна с точки зрения благосостояния, так как человек готов пожертвовать частью своего дохода ради получения хотя и нижеоплачиваемой, но более престижной работы. Это характерно не для всех людей, а для тех, у кого уже удовлетворены базовые потребности, например для руководителей или творческих людей.
Потребность в самовыражении является наивысшей. Человек стремится к самореали-зации в определенной сфере и получению власти над другими людьми. Зачастую даже руко-водитель крупной фирмы при принятии решений думает прежде всего не о деньгах, а о дос-тижении конечных результатов деятельности, реализации своего творческого потенциала.