Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Социализация личности

Понятием «социализация» обозначают процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей об­щества, являющихся неотъемлемым условием его вклю­чения в социально-культурную среду. Данный процесс идет на протяжении всей жизни человека. Процесс социализации обеспечивает непрерывное производство и воспроизводство общественной жизни. В результате социализации происходит актив­ное вовлечение индивида в деятельность различных соци­альных групп.

Социология разделяет две стадии социализации лич­ности:

· адаптация, когда ребенок воспринимает окружающий его мир таким, каков он есть. Об адаптации можно говорить и в том случае, когда взрослые резко меня­ют условия жизни — место работы, жительства и др.;

·         интериоризация сводится к усвоению социокультур­ных норм и ценностей, когда они становятся собствен­ными убеждениями личности.

В результате социализации происходит: приобретение индивидом социального «Я»; он стано­вится личностью с характерными для нее ценностя­ми, убеждениями и т.д.;

трансляция культуры от одного поколения к другому. Таким образом, личность представляет собой резуль­тат сложного взаимодействия наследственных и со­циальных факторов. Неотъемлемый элемент социализации — усвоение ролей.

Социальная роль — это модель поведения, обусловлен­ная местом личности в системе общественных или меж­личностных отношений.

Принятие индивидом той или иной социальной роли обычно зависит: от ожиданий окружающих по отношению к личности; статуса личности.

Некоторые социологи (Р. Минтон, Р. Дарендорф) зако­номерно определяют личность как продукт ролевых предпи­саний. Реализация личностью социальной роли обусловлена целым рядом факторов: способностями, интеллектом, особенностями строе­ния тела, способствующими или затрудняющими вы­полнение ролей; тем, как определяет роль конкретной личности при­нявшая ее социальная группа; структурой группы, степенью ее упорядоченности; степенью идентификации индивида с группой.

В социологии с понятием социальной роли личности тесно связано понятие «социальный статус» — место или позиция личности в системе социальных отноше­ний, определяющей роли личности. Социальный статус име­ет функциональную и оценочную составляющие, которые по­казывают, с одной стороны, что личность может делать и что она делает, а с другой — каким образом ее действия оцени­ваются социальной группой и обществом в целом.

Социализация не ограничивается рамками семьи, она про­легает и через другие малые группы и социальные институ­ты: сверстники, школа, армия, вуз и др.

Особенности социализации личности определяются характером групп, в которые она включена. Включе­ние в группу немыслимо вне формирования опреде­ленной системы потребностей и интересов, закрепляющих принятые в данной группе способы восприятия, мышления, реагирования в типических ситуациях.

Таким образом, социализацию личности можно свести к усвоению ценностно-нормативных установок.

Этот механизм включает: деятельность (игровую, учебную, профессиональную); общение (взаимодействие с окружающими людьми); развитие самосознания.

В результате функционирования данного механизма происходит формирование индивидуальности, соци­альная самоидентификация личности, т.е. личность начина­ет осмысливать свою социальную принадлежность, соци­альные роли, формирует самооценку.

Основными агентами социализации являются семья, ровесники, школа и др. группы.

 

Счетчик