Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Отечественная социология

Российская социологическая мысль способствовала формированию теоретико-методологических принци­пов социологической науки. Отечественные ученые внесли значительный вклад в ее развитие.

История социологии в России начинается с либераль­ных реформ, проводимых Александром II. Развитие этой науки было обусловлено как либерализацией всех сфер общественной жизни, так и потребностью науч­но-рационального объяснения социальных процессов.

Отечественная социология отличается рядом особен­ностей: антропологизмом, т.е. интересом к человеку при ис­следовании всех сфер общественной системы; историчностью (общественные теории своей ис­ходной точкой брали конкретную российскую дей­ствительность; интерес к будущему России и ее роли в мировом историческом процессе); синтетичностью (общество исследуется как орга­ничное целое); противоречивостью (противоборство между славя­нофилами и западниками); ориентацией на достижения западной мысли: идей французского Просвещения и немецкого романтиз­ма, а в конце XIX — начале XX в. — марксизма.

В отечественной социологии во второй половине XIX в. формируется ряд школ и направлений, основными из которых были школы М.М. Ковалевского и Л.И. Петражицкого. В это время социология находилась под за­метным влиянием натурализма и психологизма. Натурали­стическое направление включало в себя географический детерминизм (Л.И. Мечников) и органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд). Психологическое направление было представлено Е.В. де Роберти, Н.И. Кареевым, Н.М. Коркуновым. Важное научное значение в этот период имели социо­логические теории народников (М.А. Бакунин, П.Н. Ткачев; П.Л. Лавров). Весомым был также вклад плюралистической школы М.М.

Ковалевского и ортодоксального марксиста Г.В. Плеханова.

 Несмотря на разницу во взглядах представителей всех этих школ и направлений, для них было характерно об­ращение: к процессам общественного развития страны; особенностям социально-классовых отношений и развитию общественных институтов; роли личности и социальных групп в истории.

После 1917 г. место научной социологии заняла со­циальная апологетика, подменившая науку соци­альной мифологией, нацеленной на оправдание со­ветского государства, доказательство его эффективности и справедливости. Некоторая либерализация происходит в пе­риод «хрущевской оттепели», однако социология еще не при­знавалась наукой. Только в конце 1970-х гг. за социологией вновь укрепляется статус науки. В этот период для нее ха­рактерны следующие особенности: сосредоточение на прикладных исследованиях; подчи-ненность интересам партийной номенклатуры; односторонняя критика западного общества.

В настоящее время социология находится на новом этапе институциализации. В начале 1990-х гг. вос­создаются социологические ассоциации, вузы начи­нают прием на социологические специальности.

Сегодня перед социологией России стоят важные на­учные задачи:

· накопление обширных баз данных, проверка на их ос­нове различных гипотез;

·         развитие междисциплинарного и сравнительно-ис­торического характера исследований;

·         создание целостной и эффективной структуры общественно-научных исследований, которая включила бы базы данных, компьютерные информационные сис­темы и др.

 

Счетчик