Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Теоретические предпосылки социологии

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Еще на заре человеческой истории наблюдались попытки осмысления закономерностей

 развития об­щества. Представления о нем становятся все более си­стематическими по мере развития личности. И одним из важ­нейших стал вопрос о происхождении неравенства.

По логике западных течений социальной мысли сфор­мировались два основных направления. Первое исхо­дило из идеи приоритета общего, в рамках общества выраженного в общественном интересе. Такая позиция на­шла обоснование в учении Платона (диалог «Государство»). Правильным является общество, где каждый занимается сво­им делом, к которому «лежит душа». С точки зрения Платона, у каждого человека преобладает одна из частей души: ра­зумная, волевая или вожделеющая; соответственно опре­деляется склонность к мудрости, мужеству или рассуди­тельности; образуются, таким образом, три сословия: мудрые становятся правителями и философами, мужественные — во­инами, а рассудительные — ремесленниками и торговцами. Таким образом, неравенство, по Платону, естественно, изна­чально.

Направление, отстаивающее идею приоритета инте­реса личности, развивалось Эпикуром, Аристоте­лем, киниками. Наиболее преуспел в разработке со­циальной проблематики Аристотель, утверждавший, что «каждый человек сам себе более всего друг и должен любить более всего самого себя». Чрезмерное обобществление ве­дет к стиранию индивидуальности, бесхозяйственности и лени.

Последователи обоих направлений до сегодняшнего дня отстаивают свою точку зрения на социальные реалии.

Большую роль в развитии теоретических представле­ний об обществе сыграло христианство, возникшее в I в. в Палестине. Христианство первых двух веков сво­его существования (так называемый «катакомбный период») ориентировалось не только на нравственное обновление. Жизнь в части общин первых христиан строилась на прин­ципах всеобщих собственности и труда. Однако в III в., когда гонения на христиан прекратились и христианство утверди­лось в качестве государственной религии Римской империи, принципы первых христианских общин сохранились в мона­стырях. Идеи отрицания частной собственности высказыва­лись в проповедях христианских реформистов и в учениях утопических социалистов.

Средневековые представления об обществе опреде­лялись христианской религией.

Разработка наиболее влиятельной социальной концепции периода патристики (II—VIII вв.) принадлежит Августину Аврелию (Блаженному) (354—430). Его главная работа, по­священная проблемам общества, — «О граде Божьем». С его точки зрения, в мире парал-лельно существует два града: один — нечестивцев и грешников, а другой — праведников. Граждане обоих градов живут вместе, рядом, но в день Суда они будут поставлены по разные стороны. Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий», или «Град небесный»; нечестивцы — «Град Земной». Последние будут осуждены к вечному проклятью, первые — к вечному спасению. Истинным государством может быть лишь Цер­ковь; лишь она олицетворяет общую пользу и истинную спра­ведливость.

Крупнейшим представителем социальной мысли пери­ода схоластики является Фома Аквинский (1225— 1274). Проблемам общества посвящена его работа «О правлении государей», а также комментарии к «Политике» и «Этике» Аристотеля.

Аквинский оправдывает систему феодализма и сословную структуру общества: лишь сословность с разделением на властвующих и подчиняющихся удерживает людей в рам­ках добродетели и естественного закона. Сословная иерар­хия— следствие божественного установления, а феодаль­ные порядки отражают естественный закон, выполнение которого необходимо для сохранения жизни и продолже­ния рода.   

Фома Аквинский исходит из приоритета духовной власти над светской: если правление монарха нарушает божествен­ный закон, духовная власть должна оказать давление на свет­скую. Церковь — исключительный выразитель божественной воли на земле.

Фома Аквинский дает типологию общества: пра­вильные — монархия, полития, аристократия и непра­вильные — олигархия, тирания, демократия. Критерий такого деления — соответствие благу и законности. Первые опираются на традиции и закон, вторые — на

 насилие и про­извол.

В эпоху Возрождения социальные концепции стали разрабатываться еще более активно. Одним из наи­более выдающихся мыслителей этой эпохи был Никколо Макиавелли (1469—1527). Основные сочинения — «Го­сударь», «Рассуждения о первых десяти книгах Тита Ливия», «История Флоренции» и др.

Он отходит от средневековой концепции о божественном предопределении. История, с его точки зрения, объективна и необходима, обществом правит судьба, но она не абсолютна: многое зависит от личной энергии отдельного человека, от его воли, доблести, предприим-чивости. По мнению Макиавелли, нужно не искать идеальное государство, а выработать прак­тические средства управления им. Человек по своей природе зол и порочен, поэтому государством нужно управлять так, чтобы постоянно укрощать в человеке эти качества.

Церковь призвана служить интересам государства и народа. До возникновения государства люди жили, подобно зверям, но, объединившись, они выбрали себе вожака из числа достойных. Постепенно у людей сфор­мировались этические нормы, представления о добре и зле, а затем на их основе законы.

В результате государство представляет собой целостное образование, сформированное на основе подчиненности управляемых управляющим, выраженной в системе законов.

Идеальное общество — это включающая в себя элемен­ты монархии, аристократии и демократии республика, ос­нованная на согласовании интересов всех социальных групп.

Стабильное общество — общество, в котором интересы правителя и народа находятся в согласии и торжествует закон.

Большой научный интерес представляют социальные утопии Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). Они создают теоретический проект желаемого социального устройства; для них идеаль­ным является такое общество, в котором личные интересы подчинены общественным. Частная собственность, с их точ­ки зрения, — главная причина социальных бедствий. Параллельно развиваются альтернативные религиозные и социальные течения, появившиеся во времена Реформации в XVI в. Идейное обоснование Реформация получила в уче­ниях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина. Их главная идея — личная ответственность человека перед Богом: чело­веку в общении с Богом не нужен посредник в виде Церкви.

Это религиозное движение оказало огромное влияние на развитие социальной мысли Запада, способствовало разру­шению феодального строя с его сословной иерархией. В пе­риод Реформации возрождается противостояние идей «ин­дивидуализма» и «коллективизма».

Постепенно при переходе от Средневековья к Новому времени на арене борьбы социальных идей западных теоре­тиков приоритетным направлением становится конфликт между индивидуалистической (либеральной) и социалисти­ческой доктринами обустройства общества. В работах фран­цузских просветителей XVIII в. развиваются принципы совер­шенствования общества.

В первой половине XIX в. возникает социология как отдельная наука. В это время формируются экономичес­кие, социально-политические, теоретико-методологические предпосылки выделения ее в самостоятельную отрасль зна­ния.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
 

Счетчик