Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Предмет, объект и задачи социологии

Научный интерес к исследованию социальных фено­менов уходит корнями в античное общество. Долгое время социальное знание целиком находилось в лоне философии (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Ш. Монте­скьё, Г. Гегель, Л. Фейербах и др). В XIX в. потребовалось новое научно-теоретическое осмысление общественных процессов, связанных со становлением индустриального об­щества в странах Западной Европы, поэтому появилась са­мостоятельная наука — социология.

Основоположник социологии — французский философ - позитивист Огюст Конт (1798—1857). Для обозначе­ния новой науки об обществе он впервые применил по­нятие «социология», обозначив также ее место и роль в структуре научного знания. В частности, заслугами Конта являются: строгое отграничение предмета социального иссле­дования; разработка методологии социального познания, спе­цифических подходов к изучению общественной жиз­ни, характерных для новой науки; разработка категориально-понятийного аппарата.

Объект изучения социологии - общество, обществен­ная жизнь во всем ее многообразии.

Однако общество является объектом исследования не только социологии. При возможной общности объек­та исследования у разных наук всегда будет различным предмет. Социолога прежде всего интересуют соци­альные группы, деятельность организаций, социальных ин­ститутов и различных общностей; существует ряд подходов к исследованию общества, присущих именно социологии.

Американский социолог Нейл Смелзер выделяет пять основных подходов к социологическому исследова­нию общества:

1. демографический (для него характерен широкий ана­лиз проблем, связанных с воспроизводством народо­населения как важнейшей предпосылкой и условием социальной жизни);

2.      психологический (раскрывает роль и значение субъективных факторов в формировании и динамике социальных установок, мотивов поведения социальных субъектов и ценностных ориентаций личности);

3.      общностный (человек рассматривается как член какой-либо общности или социального институ­та — семьи, этнической группы, политической партии и др.);

4.      отношенческий (общественная жизнь описывается через специфику взаимоотноше-ний социальных субъ­ектов, которая определена их статусом и социальны­ми ролями);

5.      культурологический (анализируется поведение че­ловека и выявляется культурная специфика индивиду­умов и общественных групп, степень использования имеющихся и создаваемых культурных ценностей).

Лишь в совокупности обозначенных подходов обнаружи­вается специфика социологии как науки, что является реаль­ной основой для ее взаимодействия с другими сферами на­учного знания.

В настоящее время можно встретить многообразные трактовки предмета социоло-гической науки. Социо­логия как наука исследует: становление и развитие социальных общностей, си­стем, законы социального действия; социальные группы и их влияние на поведение чело­века; человеческое поведение, взаимодействие и влияние социального окружения на личность; общество, социальные общности и социальные струк­туры.

Таким образом, предмет социологии — социальная жизнь во всем ее многообразии как система социальных связей и отношений, основными субъектами которых выступа­ют индивиды, социальные общности, институты и обще­ство в целом.

 

Счетчик