Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Опрос как метод сбора социологических данных.

В эмпирическом социальном исследовании применяются следующие виды опросов:

1.     Интервьюирование

- в социальном исследовании используется на начальных этапах для общего знакомства и предварительного изучения темы. Интервью заимствовано из журналистики и предполагает непосредственной общение исследующего с респондентом.

Бывает:

·                                Свободное интервью – опрашивается только тема, а процесс интервьюирования протекает в свободной форме с использованием различных технических средств фиксации ответов на вопросы.

·                                Фокусированное интервью – вычисляется мнение многих и разных людей по одному узкому вопросу или событию.

·                                Формализованное интервью – вопросы респондентам задаются в заранее составленной форме и строгой последовательности. Респондент отвечает на вопросы в свободной, самостоятельно сформулированной форме.

·                                Частично формализованное интервью – на основе заранее подготовленных вопросов, дополняющихся в процессе и частично видоизменяющихся.

Интервью – метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном общении опрашивающего с респондентом, в процессе которого опрашивающий получает необходимую информацию в форме ответов.

2.     Анкетирование.

Анкетирование – в письменной форме фиксируется последовательность вопросов. Ответы даются респондентам как в присутствии опрашивающего так и заочно.

Краткая структура:

1.           Название (соотв. Теме социологического исследования).

2.           Обращение к респонденту (стимулирование респондента на заполнение анкеты, общая инструкция, указания и т.д.).

3.           Основная часть (содержит последовательно сменяющие друг друга вопросы, направленные на получение необходимой информации).

Основные требования к составлению анкеты:

1)                                                    1.Количество вопросов не должно переутомить респондента.

2)                                                    2.Включить лишь те вопросы, которые дают важную информацию для исследования (при формулировке вопроса учитываются: что нужно узнать, зачем эта информация, как сформулировать вопрос для получения адекватногоответа).

3)                                                    3.При формулировке вопросов не следует использовать научные термины и редко употребляемые слова.

4)                                                    4.Вопросы должны быть сформулированы одинаково понятно для всех.

5)                                                    5.Каждый вопрос должен соответствовать критериям научности и литературной грамотности.

6)                                                    6.В вопросе два предложения (сам вопрос и инструкция по заполнению и ответу на вопрос).

4.  Заключительная часть (сведения о респонденте).

В анкете желательно использовать разнообразные, но содержательные и конструктивные вопросы.

3.     Экспертные оценки.

Составляется анкета и опрашиваются лишь специалисты (теоретики и практики) по изучаемой теме.

Плюсы в том, что опрашивается малое число специалистов, социолог получает надежную информацию.

Экспертные опросы часто проводятся как дополняющая основа массовых опросов.

4.     Тестирование

Широкое распространение тестирование получило в общественной и социальной психологии, педагогике, в деятельности по профессиональному отбору.

В социологии тестирование применяется для изучения алых и средних социальных групп.

Специфика состоит в том, что респондент письменно отвечает на вопросы, преимущественно личностно-значимого характера. Обработка материалов тестирования осуществляется с помощью ключа, т.е. заранее разработанное схемы.

5.     Социометрия.

Социометрия применяется для исследования структуры малых и средних социальных групп:

·                                Изучается положение человека в социальной группе и его место среди других членов группы.

·                                Изучаются взаимоотношения участниками в группе.

·                                Определяются лидеры и аутсайдеры в группе.

·                                Определяются микро группы внутри изучаемой группы.

Это необходимо:

·                                Для эффективного управления группой.

·                                В педагогике для влияния на группу в целом и на отдельных участников группы.

·                                Для формирования коллектива, как субъекта деятельности, способного решать как внешние по отношение к группе так и внутренние задачи.

 

 

Счетчик