Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) - система показателей, принятая Организацией Объединенных Наций (ООН) с целью интегративной оценки качества жизни населения страны - члена ООН. ИРЧП определяется на основе следующих показателей: ожидаемая продолжительность жизни; уровень образования; реальный душевой валовой внутренний продукт. ИРЧП отражает средний уровень обеспечения страной базового человеческого потенциала и свидетельствует о том, сколько еще предстоит сделать стране для достижения некоторых определенных целей: средней продолжительности жизни в 85 лет; доступа к образованию для 100% населения; обеспечения населению достойного уровня доходов. При расчете ИРЧП все три базовых показателя сводятся к единой системе измерения путем определения достижений по каждому показателю как относительной дистанции от желаемой цели. Максимальное и минимальное значение каждой переменной переносятся на шкалу от 0 до 1, причем каждая страна располагается в определенной точке этой шкалы. При расчете ИРЧП определяется мера относительных достижений этой страны по каждой из трех базовых переменных и рассчитывается простая средняя величина всех трех показателей. ИРЧП показывает, что если люди располагают этими тремя основным возможностями, то они могут получить доступ и к другим возможностям. Чем ближе страна к величине ИРЧП, равной 1, тем меньше тот путь, который еще предстоит пройти этой стране до уровня и качества жизни, принимаемых за идеал. Концепция развития человеческого потенциала подчеркивает аспект устойчивости процесса развития. Она не только определяет центральное место человека в процессе развития, но и пропагандирует идею обеспечения будущим и нынешним поколениям жизненно важных возможностей и сохранения природных систем, от которых зависит сама жизнь. Если процесс развития не создает институты, которые обеспечивали бы всестороннюю защиту прав людей, то в долгосрочной перспективе такое развитие не может считаться устойчивым. 

В 2003 году Беларусь попала в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, заняв 53-ю позицию (в группу с высоким уровнем всего входит 55 государств). До этого на протяжении нескольких лет страна сохраняла свой рейтинг в группе со средним уровнем развития.

Концепция развития человеческого потенциала подчеркивает важное значение государства в целях обеспечения внутренней устойчивости процесса развития в целом. Чтобы выполнить свое предназначение в условиях сложного перехода от централизованно-плановой экономики к рыночной, государство должно не только обеспечивать благоприятную социально-экономическую среду для нормального функционирования рыночной конкуренции, но и защищать законные права граждан и предприятий всех форм собственности, помогать хозяйствующим субъектам адаптироваться к изменениям рыночной конъюнктуры, создавать благоприятные условия для их производственной и иных видов деятельности. Для решения этого сложного комплекса задач государство призвано самым активным образом стимулировать подъем эффективности и конкурентоспособности промышленности, сельского хозяйства, всех отраслей экономики. Это - во-первых. Во-вторых, все более важным и существенным становится активное и регулирующее участие государства в повышении качества и совершенствовании структуры покупательского спроса. В-третьих, резко усиливается потребность современного постсоветского общества в активной, целенаправленной поддержке государством приоритетного развития науки и образования, социального обеспечения граждан, в регулировании трудовых отношений и динамики доходов населения, не допускающего чреватого социальными осложнениями чрезмерного расслоения на богатых, получающих сверхприбыль, превышающую сложившийся в мировой практике рыночного хозяйствования уровень доходности, и на бедных, вынужденных существовать на грани выживания.

Для успешною решения этой триединой задачи государство скоординированными действиями всех своих структур и уровней (от республиканского до местного) должно обеспечить устойчивое и динамичное развитие страны, опираясь на четкое соизмерение управленческого действия с имеющимся потенциалом, со всеми видами ресурсов - людских, природных, материально-технических, финансовых. Все это может быть осуществлено только на основе всестороннего учета традиций, своеобразия образа жизни и национального самосознания народа.

Основные пункты и направления сложного процесса формирования эффективного государства и обеспечения его решающей регулирующей роли в социально-экономическом развитии страны таковы:

1. Создание эффективного государства предполагает, что в обществе (стране) сформированы и эффективно действуют государственно-правовые условия для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики, защиты законных прав граждан и предприятий всех форм собственности, стимулирования инве­стиционной и инновационной активности, подъема темпов роста валового внутреннего продукта, качества и конкурентоспособности национальной экономики.

2. Становление эффективного государства означает возрастание активности и эффективности действия властных и управленческих структур в достижении высокого стандарта жизни населения, в недопущении чрезмерного социально-имущественного расслоения, в достаточной государственной поддержке социально уязвимых слоев граждан.

3. Становление эффективного государства немыслимо без обеспечения территориальной целостности и суверенитета страны, ее интегративной национальной безопасности (политической, экономической, военной, экологической, информационной и т.п.).

4. Формирование эффективного государства в качестве своего неотъемлемого и важнейшего компонента включает приоритетное развитие национальной системы образования, науки и культуры, играющей решающую роль в подготовке высококвалифицированных кадров для экономики и других сфер общества, а также обеспечивающей стабильность, устойчивость и динамику воспроизводства социального опыта, традиций, менталитета и иерархии ценностей собственного народа при уважении ценностных ориентации других народов и достижений мировой культуры.

5. Непреложным условием создания эффективного государства должно стать обеспечение устойчивого и динамичного социально-экономического развития страны при опоре на четкое соизмерение управленческих действий с имеющимся потенциалом, со всеми видами ресурсов - людских, природных, финансовых, материально-технических, социокультурных.

6. Важнейшей функцией эффективного государства должно стать создание надлежащей правовой базы и обеспечение неукоснительного соблюдения установленных законодательством норм в процессе осуществления экономической и любой иной деятельности. Беспрекословное утверждение принципа верховенства права призвано нормативно закрепить господство социальной справедливости, что означает признание прав и свобод человека в качестве главного ценностного ориентира, как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности, в обеспечении устойчивого динамического экономического и социально-политического развития страны, закрепления достойного места Беларуси в мировом содружестве государств.

7. Важным направлением построения эффективного государства является формирование белорусского общества как общества открытого, в котором развитие демократии - процесс, отвечающий чаяниям всех граждан и потребностям повседневной практики общественной жизни, включая активное развитие многопартийной политической системы, свободу деятельности профессиональных союзов трудящихся, союзов предпринимателей, всех других общественных объединений и движений, свободу слова при наличии как государственных, так и негосударственных средств массовой информации.

8. Формирование эффективного государства протекает в едином русле со становлением гражданского общества, т.е. такого состояния в развитии общества, в котором высоко развита совокупность неполитических, негосударственных общественных отношений и организаций, способных обеспечить реальное участие граждан в экономической деятельности и управленческих процессах, контроль с их стороны за деятельностью государства, свободу действий личности в экономической, социальной, политической, социокультурной сферах и ее автономию по отношению к официальным институциализированным органам государственной власти.

            9. Приоритетные интересы эффективного государства - это, в первую очередь, интересы народа, обеспечение достойной жизни, здоровья людей, их материальное и социальное благополучие, духовное развитие и процветание. Важнейшая обязанность такого государства - максимум внимания человеку, его правам, свободам, потребностям, создание благоприятных условий для раскрытия и реализации творческого потенциала, предприимчивости чело­века, его уважения к правам, мнениям и позициям других людей, к ценностям культуры и морали.

         Все эти компоненты данного многогранного процесса формирования и функционирования эффективного государства, успешно осуществляющею регулирование социально-экономических процессов, в том числе и развитие рыночной экономики, в своем взаимодействии образуют единую и целостную систему.

Разработка стратегии социально-экономического развития страны и осуществление реальных регулятивных воздействий государства на становление и функционирование рыночной экономики реализуются посредством включения в действие сложного социального механизма. Этот механизм имеет множество взаимосвязанных звеньев, основные из которых состоят в следующем.

Первым шагом в осуществлении государственного воздействия на экономическое развитие страны является определение государственными органами и компетентными научными организациями основной цели социально-экономического развития общества. Он дополняется вторым шагом, заключающимся в углубленном анализе перспектив экономического развития страны.

Следующим шагом в регулировании экономической сферы становится анализ существующих стратегических альтернатив социально-экономического развития. За ним следует выбор из набора альтернатив оптимальной для данного этапа и уровня социально-экономического развития страны экономической стратегии. Он состоит в определении приори­тетов социально-экономического развития, в выявлении необходимых для этого людских, материальных, технических, финансовых ресурсов, путей и способов их использования для успешного продвижения к намеченной цели.

На основе выбранной высшими государственными органами цели и стратегии ее достижения разрабатываются и утверждаются стратегические планы социально-экономического развития страны. В соответствии с этими планами осуществляется следующий шаг - разработка государственных заданий и заказов различным отраслям производства, финансово-промышленным группам и отдельным крупным предприятиям (фирмам). Эти задания и заказы распределяются между различными субъектами социально-экономической деятельности по нескольким важнейшим направлениям. В их числе: 1) развитие приоритетных направлений промышленного комплекса; 2) развитие аграрно-промышленного комплекса; 3) развитие военно-промышленного комплекса; 4) развитие социальной сферы; 5) развитие фундаментальных и прикладных направлений в науке; 6) развитие образовательного комплекса; 7) развитие культуры; 8) охрана и возрождение природы; 9) обеспечение внутренней и внешней безопасности общества; 10) поддержка отечественного производителя; 11) зашита прав потребителей.

Увязывание этих последовательных шагов в единую и целенаправленную действующую систему создает многогранный социальный механизм регулирующего влияния государства на социально-экономическое развитие страны, изображенного на схеме 3.5.1.

Важнейшая задача государства состоит в том, чтобы все звенья этого сложного социального механизма были взаимосвязаны друг с другом, функционировали четко и бесперебойно, ибо только в таких условиях можно осуществлять целенаправленное и эффективное регулирование социально-экономических процессов.

Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития.
Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития. Социальное измерение результатов экономической деятельности как момент культурологического подхода к достигнутому человечеством прогрессу. Социальные механизмы государственного регулирования социально-экономического развития.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Схема 3.5.1 Структура социального механизма государственного регулирования социально-экономического развития.

 

 

Система социальной защиты (социальной помощи) является обязательным сопутствующим элементом рыночной экономики и представляет собой совокупность мер, призванных смягчить воздействие на людей таких общих опасностей, как несчастный случай, болезнь, инвалидность, старость, безработица и смерть кормильца. Система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условие для обеспечения средств к существованию:

- трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

- социально уязвимым слоям – за счет государства но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В узком смысле социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействия среды на человека (в частности, на работников трудовой организации), обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни. Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, то есть систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой – институциональную, то есть систему институтов, которые ее обеспечивают (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации). В условиях развитой рыночной экономики социальная защита сочетается с социальным страхованием, к наиболее распространенным формам которого относятся страхование от несчастного случая, страхование на случай болезни, страхование по безработице, пенсионное страхование. Основными разновидностями собственно социальной помощи являются денежные выплаты, натуральная помощь, содействие в профессиональном образовании и трудоустройстве, консультации психолога, юриста и т.п. В основе предоставления социальной помощи лежит принцип субсидиарности. Это означает, что, во-первых, получатель помощи обязан сам проявить активность и, во-вторых, рычаги социальной помощи включаются лишь тогда, когда исчерпаны иные возможности защиты нуждающихся в ней. Например, обращение к сфере законодательства или морали. В переходном обществе система социальной защиты призвана смягчить издержки реформаторских действий, последствия ошибок и просчетов, допущенных в ходе социальных преобразований. Из-за таких издержек, ошибок и последствий особенно тяжело приходится тем, кто из-за нетрудоспособности или ограниченной трудоспособности собственными силами не в состоянии обеспечить себе приемлемый уровень жизни: пенсионерам, инвалидам, детям. Материальные трудности у них сопровождаются серьезными осложнениями в решении ряда других проблем. У инвалидов, например, они связаны с ухудшением возможностей для медицинской, трудовой и социальной реабилитации. Потеря многолетних трудовых сбережений негативно отражается не только на материальном положении, но и на психическом самочувствии пожилых людей, заставляя их заново решать, казалось бы, уже давно решенные проблемы собственного бытия. Бедность обостряет отношения детей и родителей, ведет к росту числа неблагополучных семей.

Республика Беларусь располагает развитой системой социальной защиты населения, которая включает различного рода выплаты, пособия и трансферты. Расходы на различные социальные программы (за исключением выплат на образование и здравоохранение) составляют примерно 15 % валового внутреннего продукта.

 

Счетчик