Напишем:


✔ Реферат от 200 руб.
✔ Контрольную от 200 руб.
✔ Курсовую от 500 руб.
✔ Решим задачу от 20 руб.
✔ Дипломную работу от 3000 руб.
✔ Другие виды работ по договоренности.

Узнать стоимость!

Не интересно!

 

Социология

обучающие материалы

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Отношения занятости и безработица, ее социальная структура

Отношения занятости складываются в сфере трудовых отношений по поводу создания рабочих мест и распределения работников по рабочим местам. Они включают следующие основные элементы: поиск работы и рабочей силы; порядок найма и освобождения работников; условия труда; установление уровня оплаты труда; обучение персонала; профессиональная и служебная мобильность (рис. 3.3.1).

Сфера оплачиваемой занятости называется рынком труда. Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках опредёленной территории. Однако в сфере занятости могут заниматься хозяйственной деятельностью лица, не относящиеся к рынку труда. К их числу относятся: занятые в домашнем хозяйстве; занятые благотворительной деятельностью без оплаты труда; занятые в специфических государственных структурах (солдаты, заключенные); учащиеся и студенты.

Отношения занятости и безработица, ее социальная структура
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.3.3.1. Основные элементы системы занятости.

 

Рынок труда - важнейшая составляющая общеэкономического рыночного механизма. Он позволяет эффективно использовать трудовой потенциал, создает конкуренцию за рабочие места, способствует росту квалификации работников, возможности для отраслевой и территориальной мобильности рабочей силы, расширения форм занятости.

Подчиняясь в целом законам спроса и предложения, рынок труда отличается от других товарных рынков. Спецификой рынка труда является то, что его регуляторами выступают не только макро- и микроэкономические факторы, но и ряд факторов социально-психологического характера; демографическая ситуация; степень экономической активности различных групп трудоспособного населения; трудовые ценности.

Характерные особенности современного рынка труда можно свести к следующему:

1. Вследствие свободного перелива рабочей силы из одной сферы трудовой деятельности, в другую; не существует единого рынка труда.

2. В силу различных уровней образовательной и квалификационно-профессиональной подготовки работников, существенных различий в условиях, содержании и престиже трудовой деятельности на разных рабочих местах и в разных отраслях производства или непроизводственной сферы не существует единой оплаты труда.

3. Трудовая мотивация и выбор рабочего места определяется не только материальным вознаграждением, но также условиями и содержанием труда, престижем той или иной профессии или должности.

4. Положение и возможности потенциального работника на рынке труда в существенной степени обусловлены такими демографическими его характеристиками, как пол, возраст, семейное положение.

5. В значительной мере возможности включиться в желаемые сектора рынка труда определяются территориально-поселенческой структурой: жители крупных городов имеют более широкий спектр вариантов трудоустройства, чем жители малых городов и сельских населенных пунктов.

6. Существенное и возрастающее значение в определении выбора рабочего места и спектра возможностей на рынке труда имеет уровень образования индивида.

7. Направленность и интенсивность предложений труда в решающей степени зависят от динамики спроса на те или иные виды трудовых услуг.

Система факторов, определяющих в своей совокупности направленность и содержание включенности работников в рынок труда, изображена на рис 3.3.2.

 

Отношения занятости и безработица, ее социальная структура
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 3.3.2 Система факторов включенности в рынок труда

Совокупное влияние спроса на труд, профессионально-квалификационных различий между работниками, разнообразия предпочтений и вариантов в предложениях трудовых услуг, наличия социально-демографических (гендерных, возрастных) дискриминаций в трудовых отношениях приводят к тому, что в обществе складывается несколько типов занятости: 1) полностью занятые имеют постоянную работу и заняты трудом полный рабочий день и полную неделю; 2) частично занятые - имеют работу, но заняты неполное рабочее время; хотели бы быть полностью занятыми; 3) безработные - не имеют работы, но ищут ее, готовы приступить к работе, как только ее найдут; 4) полубезработные - не имеют работы, в данный момент ее не ищут или не готовы пока начать работу по разным обстоятельствам; 5) ни занятые, ни безработные - работы не имеют, ее не ищут и не хотят заниматься трудовой деятельностью.

Одной из главных проблем рынка труда выступает наличие практически постоянной безработицы. Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения, не занятого в производстве товаров и услуг.

Безработица - общемировая глобальная проблема. Масштабы безработицы в мире дали основание теоретикам говорить об эре «роста без занятости», когда экономика развивается за счет успехов технологии и торговли, не создавая при этом новых рабочих мест, или о «конце труда», когда растет число увольнений в связи с реорганизацией предприятий, расширяются такие формы труда, как неполное рабочее время, самозанятость и т.д.

Наряду с основными экономическими формами безработицы (фрикционная, структурная, циклическая) выделяют и другие.

1. В зависимости от продолжительности: краткосрочная (обычно до 6 месяцев); долгосрочная (более б месяцев); застойная (практически более года).

2. По характеру проявления: открытая (официально регистрируемая); скрытая (использование работников на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, нахождение в административных отпусках с частичной оплатой или без оплаты).

3. По степени охвата различных групп населения: молодежная; женская и др.

4. По географическому проявлению: общенациональная (республиканская); региональная.

5. По профессионально-образовательному составу: лиц с неполным и средним образованием; выпускников учебных заведений; лиц с высшим образованием и т.д.

В соответствии с Законом Республики Беларусь безработными считаются граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

Вместе с тем здесь не учтена скрытая и незарегистрированная безработица, которая по различным оценкам превышает в несколько раз официально регистрируемую.

В структуре состоящих на учете безработных преобладают женщины, хотя в последние годы наметилась тенденция к снижению их удельного веса. Одновременно увеличивается среди безработных удельный вес молодежи.

К негативным социальным последствиям безработицы относятся: недоиспользование трудового потенциала; деквалификация рабочей силы, маргинация отдельных слоев населения; рост преступности; рост социальной напряженности; рост преступности; внутриполитическая нестабильность. Наиболее социально уязвимой категорией населения на рынке труда выступает молодежь. Не имея достаточного опыта конструктивной самоорганизации, высоких профессиональных навыков и опыта трудовой деятельности, юноши и девушки объективно оказываются менее привлекательными для нанимателей. Особенно актуальна данная проблема для выпускников учебных заведений. Невостребованность молодых специалистов в отраслях экономики препятствует полноценной социализации молодого поколения, ведет к деградации еще не сформировавшегося специалиста, серьезно подрывает мотивацию молодых людей к творческому труду, способствует формированию девиантного поведения среди молодежи.

Социальные механизмы включения населения в рынок труда

Среди социальных, механизмов содействия занятости выделяют: механизмы государственного регулирования занятости; механизмы территориальных трудовых перемещений; механизмы самозанятости и др.

В основе регулирования занятости в Республики Беларусь лежит осуществление государственной политики занятости населения. Для этого создана и функционирует государственная служба занятости. Цель политики занятости - содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости, а основная форма осуществления политики занятости - разработка и реализация республиканской и региональных программ занятости населения.

Основными мерами активной политики занятости выступают: 1. Содействие в трудоустройстве незанятого населения. 2. Развитие территориальной мобильности рабочей силы. 3. Содействие предпринимательской инициативе. 4. Поддержка самостоятельной занятости. 5. Развитие системы общественных работ. 5. Обеспечение материальной поддержки безработных.

Одной из форм содействия занятости выступает создание новых рабочих мест. Государственная служба занятости оказывает финансовую помощь предприятиям и организациям для создания рабочих мест, особенно для трудоустройства граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалиды, выпускники учебных заведений).

Для нуждающихся в трудоустройстве предоставляется банк вакансий рабочих мест; осуществляется направление безработных на предприятия, в организации, фирмы на имеющиеся вакансии.

Для содействия предпринимательской деятельности безработных им оказывается информационная, образовательная, правовая и финансовая поддержка. Из государственного фонда содействия занятости для организации безработными собственного дела выделяются ссуды, субсидии и компенсационные выплаты.

Безработным оказывается содействие в переселении в сельскую местность с целью трудоустройства на постоянной основе. Финансовой и юридической помощью при переселении на новое место жительства и работы в значительной мере пользуются социально уязвимые слои населения. Для них это не только решение вопроса трудоустройства, но и возможность улучшения жилищных условий.

Эффективной формой повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда выступает профессиональная подготовка и переподготовка. Формой временной занятости является организация общественных работ.

Основными направлениями поддержки молодежи на рынке труда Беларуси выступают:

1. Содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, в том числе молодежи в возрасте 18 лет путем установления брони приема на работу данной категории граждан на предприятия, учреждения и организации. За необоснованный отказ в трудоустройстве названных категорий граждан в соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь "О занятости населения Республики Беларусь" органы государственной службы занятости вправе применить к нанимателю штрафные санкции в размере до 50 минимальных заработных плат.

2. Организация временной занятости безработной молодежи "Молодежная практика». Целями данного механизма содействия занятости молодежи, зарегистрированной после окончания профессионального обучения в качестве безработных, выступают: приобретение навыков и умений практической работы на производстве; повышение конкурентоспособности на рынке труда; расширение возможностей трудоустройства.

3. Организация временной трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи в свободное от учебы время. Она осуществляется путем участия в работе студенческих отрядов и лагерей труда и отдыха, ученических ремонтно-строительных бригад, трудоустройства в межшкольных учебно-производственных комбинатах, на рабочие места предприятий, учреждений и организаций, привлечения к общественным работам и другим формам временного трудоустройства.

4. Профессиональная подготовка и переподготовка безработной молодежи в центрах службы занятости, учёбно-курсовых комбинатах предприятий и организаций, ПТУ и других учебных заведениях.

Особенно заметен эффект от профобучения для выпускников школ. Сама молодежь еще во многом медленно адаптируется к изменениям ситуации в сфере занятости, недостаточно мобильна и целеустремленна в поисках работы, пассивна в осмыслении необходимости активизации собственных усилий на рынке труда. Причины этого разные. В одном случае, благодушно уповая на возможность родительской поддержки и опеки, молодые люди не проявляют настойчивости в получении глубоких профессиональных знаний, не торопятся включаться в реальную трудовую деятельность, в самостоятельную конкуренцию на рынке труда, т.е. проявляют определенную социальную инфантильность. В другом случае на молодежь обрушивается из окружающей реальности, средств массовой информации масса примеров облегченного (порой - криминального) подхода к решению материальных проблем, получения нетрудовых доходов, что отрицательно сказывается на социализации молодого поколения, не способствует формированию в молодежной среде положительных ценностей трудового общества.

Снижению социального риска молодежи на рынке труда республики может способствовать научно обоснованная, целенаправленная молодежная политика в области занятости. Ее важнейшими направлениями являются: помощь в профессиональной ориентации молодежи; содействие молодежи в получении конкурентоспособной профессии, специ­альности; содействие молодежи в первичном трудоустройстве; дополнительная социальная поддержка на рынке труда несовершеннолетней молодежи; содействие в трудоустройстве учащейся и студенческой молодежи на время каникул; расширение и укрепление учебно-производственной базы для профессиональной и трудовой социализации молодежи; трудовое воспитание молодежи в семье, общественных и государственных организациях; повышение в обществе социального престижа квалифицированного производительного и творческого труда; привлечение к совместному решению проблем занятости молодежи представителей сторон социального партнерства трудовой сферы республики: объединений нанимателей и профсоюзов, органов государственного управления; использование положительного зарубежного опыта в осуществлении социальной поддержки молодежи на рынке труда.

На ситуацию в сфере занятости оказывает влияние поведение нанимателей. Из возможных стратегий поведения нанимателей в политике занятости на уровне предприятия (фирм) выделяют следующие.

Стратегия численной гибкости, когда при снижении производства наниматель сокращает численность нанятых. При росте спроса на продукцию - обратная тенденция.

Стратегия (функциональной гибкости, когда в условиях спада производства происходит манипулирование занятым контингентом работников без их увольнения (сокращение рабочего дня или недели, введение вынужденных отпусков и т.д.).

Стратегия финансовой гибкости, когда объектом манипулирования выступает уровень оплаты труда занятых без увольнения или изменения режима работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Счетчик